Get Adobe Flash player



Баннер
Просмотры материалов : 570695
Сейчас 58 гостей онлайн
Баннер

История Бугульмы в фотографиях.

 

Возникновение будущего города Бугульма и Бугульминского уезда является составной частью исторических процессов, ставших следствием изменения геополитической ситуации после падения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств, вызвавшем военно-фортификационные мероприятия Московского государства для дальнейшего освоения новых земель на восточном направлении.

Для заселения присоединенных территорий Московское государство традиционно строило оборонительные линии, состоявшие из укрепленных крепостей, предназначенных для защиты переселившегося из центральных районов страны населения от набегов кочевников и подавления возможных антиправительственных выступлений коренного населения.

В 1651-1656 гг. осуществляется строительство Закамской оборонительной линии, сопровождавшееся заселением военных крепостей и близлежащей округи на западных границах Башкирии.

Гарнизоны закамских крепостей состояли вначале из белопашенных казаков и стрельцов, переведенных из городков Казанского уезда, или взятых на казачью службу окрестных крестьян примерно по 100-150 человек в каждой укрепленной линии, всего 800 человек. В 1655 г. они были пополнены за счет 482 человек смоленской шляхты и казаков, в 1668 г. – 532 человек полоцкой шляхты.

Во второй половине XVII - первых десятилетиях XVIII вв. происходит новая волна переселений коренного населения (татар, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев) из Среднего Поволжья в западные районы Башкирии и Южное Приуралье. Это было следствием общего ухудшения социально-экономического положения народов Среднего Поволжья, в том числе и в результате проведения петровских реформ, которые тяжким бременем легли на крестьянское население страны и проявились в усилении фискального гнета податного населения.

Наличие свободных земель на левобережье Волги и слабость административного контроля привлекали переселенцев. Мигранты надеялись улучшить свое материальное положение, избежать правительственных мероприятий по проведению политики насильственной христианизации. Освоив Закамье, переселенцы передвигались к югу, по течению рек Ика, Зая и Шешмы. Так, например, во второй половине XVII в. служилыми татарами были основаны поселения Кызыл-Яр и Татарская Тумбарла на верхних притоках Ика, с 1664 г. известно татарское селение Карабаш на р. Зай, в 1706 г. была основана Татарская Дымская на территории современного Бугульминского района Республики Татарстан.

С 20-х гг. XVIII в. начинается активное заселение татарами верховьев рек Шешмы и Зая на территории нынешних Альметьевского и Лениногорского районов РТ, ранее входивших в состав Бугульминского уезда. С 1719 г. начинается процесс заселения Надыровской волости тептярами, ясачными и служилыми татарами, а также новокрещенной мордвой и служилыми чувашами. Известно также, что первопоселенцами в селах Шерлама, Новое Надырово на р. Урсала, Надырово на р. Сок, Старое Надырово на р. Сугышлы, Кама-Исмагилово, Миннибаево, Кичучат и Альметьево были в основном выходцы из Арской даруги Казанского уезда. В Тайсугане и Абдрахманове преобладали выходцы из Казанской даруги Уфимского уезда.

На экономическое положение сельского населения влияла не только земледельческая деятельность, но и близость к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции. Так, на территории Бугульминского уезда деревни Байряково и Альметьево были основаны торговыми татарами. Подобные поселения поощрялись правительством – торговые татары были наделены землей и освобождались от рекрутской повинности; им также разрешалось арендовать и покупать земли башкир. К 30-м годам XVIII в. переселенцы достигли Бугульминско-Белебеевской возвышенности, являвшейся границей между кочевым и оседлым населением, и вышли на южную окраину лесостепной зоны.

Экономическая жизнь страны в это время характеризовалась развитием мануфактурного производства, расширением товарно-денежных отношений, распространением земледелия на вновь осваиваемых окраинах государства. После окончания Северной войны Петр I планировал превратить Башкирию в плацдарм для наступления на Казахстан и Среднюю Азию. Для реализации поставленных задач предполагалась целая система мероприятий, включавшая основание города на р. Орь, укрепление юго-восточной пограничной линии, привлечение башкир к постоянной воинской службе по охране границ, колонизацию Башкирии земледельческим и торгово-промышленным населением из центральных районов России.

В рамках реализации правительственного курса осуществляется строительство комплекса оборонительных линий, в том числе Новой Закамской линии (1731-1736 гг.) и Оренбургской крепости (1743 г.), имевшей выгодное геополитическое положение, позволявшее приступить к освоению природных богатств Башкирии и создать плацдарм для экономического и политического проникновения в Казахстан и Среднюю Азию.

В годы строительства Новой Закамской линии на земли, находившиеся вблизи укрепленных пограничных «дистанций» и оказавшиеся под их защитой, переселялось население, определенное к содержанию ландмилиции - особого «рода поселенского войска», предназначенного для защиты границ от набегов, формировавшегося из некомплектных полков полевых войск, «прежних служб служилых людей» - стрельцов, пушкарей, однодворцев, белопашенных казаков. Так появились слободы Кондурча, Акманская, Сарбайская, Криволуцкая, Кувацкая, Бугурусланская, Бугульминская.

Бугульминская слобода была организована на месте одноименного башкиро-тептярского поселения, расположенного рядом с наезженной купцами дорогой, известного с 1736 г. Название поселения, по-видимому, взято из гидронима Бугульма - одноименной реки (от татарского «извилина», «загиб», «поворот реки»), являющейся левым притоком реки Зай.

В 1736 г. по указу императрицы Анны Иоановны населенный башкирами и татарами старинный аул на реке Бугульминке был перемещен на башкирские земли. На месте бывшего селения в 1741 г. и была основана Бугульминская слобода, в которой к 1745 г. завершаются первоначальные постройки на холмах над речкой Бугульминкой (ныне Сокольская и Качельная горы) и заселение ее переведенными из Старо и Ново-Шешминска, Заинска и Оренбурга «белопахотными солдатами» и служилыми татарами. В дальнейшем население слободы пополнялось за счет «ссылочных» из числа «бунташных» казаков и раскольников.

Важную роль в формировании населения Бугульмы и ее округи сыграла прокладка с мая по июль 1743 г. транзитной дороги из Оренбурга в Казань, получившей впоследствии название Большой, или Новой Московской дороги, что было необходимо для развития коммуникаций развивающейся окраины с центром страны, почтового сообщения и перевозки грузов, улучшения административного управления, оперативности исполнения принятых решений. Через каждые 25-40 верст (расстояние дневного перегона) устраивались почтовые станции (ямы) и оставлялись на поселение группы людей в 10-20 семей.

Преимущество географического положения Бугульмы заключалось в том, что она находилась на пути пересечения торгово-гужевых трактов из Симбирска в Уфу и из Казани в Оренбург. По-видимому, учитывая данное обстоятельство, она была преобразована в Бугульминскую слободу, поначалу называвшейся Большой Бугульмой.

Жители слободы платили в казну подати, содержали ямские дворы и лошадей для перевозки чиновников, военных и казенных грузов, строили и чинили мосты и дороги, бесплатно поставляли верховых лошадей.

Несмотря на отсутствие статуса крепости, Бугульминская слобода фактически выполняла ее административно-хозяйственные, оборонительные функции. Так, здесь было учреждена Земская контора с «подсудными местами» - Письмянской, Кувацкой, Кандызской и другими слободами, а также приписанными к ним русскими и иноверческими селами

Участник Оренбургской экспедиции (1734-1743 гг.), историк, географ, экономист, первый член-корреспондент Петербургской АН, член Вольного экономического общества П.И.Рычков, отмечал, что в Бугульминской слободе было около пятисот домов, две деревянные церкви, богадельня, где жили ссылочные, которые не могли работать. Здесь были развиты кустарные промыслы: овчинно-шубные, кожевенные, кузнечные, гончарные, проводились ярмарки, где торговали скотом и солью.

После подавления Крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева, в Российской империи была проведена губернская реформа, которая радикально изменила административно-территориальное деление страны.

23 декабря 1781 г. Екатерина II подписала Указ «Об учреждении Уфимского наместничества из двух областей, Уфимской и Оренбургской, и о разделении оных на уезды». По этому Указу Уфимское наместничество состояло из восьми уездов, а именно: Уфимского, Бирского, Мензелинского, Бугульминского, Бугурусланского, Белебеевского, Стерлитамакского и Челябинского. Таким образом, Бугульма получила статус уездного города.

В 1785 г.  в Бугульме был создан  орган  городского самоуправления – городская дума. Но в действительности власть была сосредоточена в руках городничего и полицмейстера, а на долю думы были оставлены лишь второстепенные вопросы  благоустройства и санитарного состояния города.

По статистическим сведениям 1842 г. в Бугульме проживало 2179 человек мужского  пола и  2160 человек женского пола. В городе насчитывалось 500 домов, из которых лишь три были каменными, 1 деревянная церковь, 2 духовных учебных заведения, где обучались 99 человек, 32 торговые лавки, 1 трактир, 2 питейных дома, 1 тюремный замок. Городские доходы составляли 3489 рублей серебром.

В 1851 г. уездный город Бугульма был включен в состав Самарской губернии, а в 1852 г. в Бугульме состоялись первые выборы городнического правления. В городовую ратушу было выбрано 24 человека от всех 6 сословий.

Строительство железных дорог в 1870-х гг., имевшее целью соединение центра империи с хлебными районами страны, было важным фактором усиления урбанизационных процессов в России. В 1868 г. Александр II утвердил список предполагаемых к постройке рельсовых путей. В этом списке был путь от Самары до Бузулук как первый участок линии до Оренбурга, построенный в 1877 г. Самаро-Уфимская линия в 1888 г. пролегла вдоль левого берега р. Кинель, вследствие чего в 2,2 версты от Бугуруслана была построена железнодорожная станция. Через самарскую губернию в 1892-1893 гг. прошла Рязано-Уральская железная дорога от Покровской слободы на Уральск с Ветвями на Николаевск и Новоузенск. Строительство Волго-Бугульминской железнодорожной ветки в 1911-1914 гг. привело к соединению Бугульмы с всероссийской железнодорожной сетью и создало условия для более интенсивного развития городского хозяйства.  В 1911 г. в среднем по стране на 1 тыс. кв. верст приходилось 3,3 версты железных дорог, в Самарской губернии – 10,7 версты; в Симбирской – 14,5 версты, в Саратовской – 17,8 версты.

Поскольку Бугульма, подобно другим городам Самарской губернии, возникла не по экономическим причинам, а как административный центр в эпоху освоения восточных территорий Российской империи, городское хозяйство не отличалось бурным промышленным развитием, образ жизни жителей носил полуаграрный характер.

Производственные предприятия городов в дореволюционный период, независимо от уровня технического оснащения и числа работающих и в обиходе, и в статистике часто назывались «заводами». Основные «заводы» малых городов  – кирпичные, кожевенные, крупяные, зерносушильные, салотопенные, солодовенные, кулеткацкие, пивоваренные, канатные, поташные. К этой же группе предприятий часто относили мельницы, хлебопекарни, сапожные, столярные, шорные, слесарные, часовые, переплетные мастерские, кузницы,  красильни «заводами», как правило, не назывались.

В 80-90-е гг. XIX в.  в Бугульме действовало 37 «заводов»: 1 кожевенный,  1 овчинный, 6 маслобойных, 1 пивоваренный,  3 водочных, 13 кирпичных, 12 гончарных, на которых 79 рабочих вырабатывали продукции на 61700 руб. Составной частью городского хозяйства является ремесленное производство. Были распространены такие ремесла, как плотницкое, кузнечное, столярное, малярное, кровельное.

Крестьяне, как правило, занимались земледелием. Земля для посева не удобрялась навозом, обрабатывалась сабанами, сохами и боронами. Сеяли чаще озимую рожь, овес, гречиху, реже – яровую пшеницу, ячмень, полбу, горох. Выращивали также коноплю, из которой вили веревки и канаты, давили масло, и лен. В огородах сажали картофель, капусту, свеклу, морковь, редис, редьку репу.

В начале XX в. в Бугульме появились мельницы для переработки собранного бугульминцами и жителями близлежащей сельской округи зерна. Распространенным занятием не только среди крестьян, но и среди некоторых мещан было животноводство. Так, например, по данным 1889 г. у бугульминцев было 1020 лошадей, 680 голов крупного рогатого скота, 4550 овец, 200 свиней. 80 коз. Крестьяне также занимались пчеловодством, лесоводством, лесными промыслами, рыболовством и охотой.

В Бугульме проходило по 3 ярмарки в году. Недельные начинались 9 марта и 8 июля, а самая богатая – Крестововоздвиженская – 14 сентября. На ней постороннего народа бывало до 30 тысяч человек (в городе же проживало 7,5 тыс. чел.), а товаров привозилось на сумму 1 млн. руб. серебром. В продолжении ярмарок бугульминские жители получали за квартирование в домах до 4 тыс. рублей, а городской доход от ярмарок составлял более 8 тыс. рублей.

Воздвиженская ярмарка в Бугульме была второй по величине в Самарской губернии. Она имела весьма живописный вид, описанный репортером «Самарских губернских ведомостей»: «Здесь видим и русских баб в ярких праздничных сарафанах, и рослых мордовок в их высоких и красивых головных уборах, и чувашинок и вотячек в шлемообразных кичках, обвешанных медными бляхами и погремушками, татарок, завесивших себе лицо красными и белыми покрывалами и обутых в желтые ичиги и черные туфли. Одних татарских харчевен для черного народа и мелочных торговцев на ярмарке устраивается до десяти. В этих харчевнях подают чай, жареную баранину, салму, пельмень и другие татарские блюда. Однако значительные купцы из татар, носящие роскошные халаты из одреса, сверху их кафтаны из тонкого сукна, а на голове бархатные тюбетейки, великолепно расшитые золотом, харчевен не посещают. Они ходят в русские ресторации пить чай, а пищей довольствуются на квартирах». Как известно, мусульмане употребляли в пищу мясо животных, колотых по правилах шариата, и не ели свинину.

Сырье, воск и вощина доставлялись на Воздвиженскую ярмарку и продавались оптом татарами Оренбургской и Самарской губерний и сбывались купцам из Казани для местных заводов и для сбыта на ярмарке в Нижнем Новгороде. Для горожан и жителей близлежащей округи, прибывающих на ярмарку, купцы из Оренбургской и Самарской губерний привозили также верблюжьи сукна, бумажные изделия, татарские ичиги, халаты, тюбетейки.

Среди торговцев здесь были и предприниматели, которые после Нижегородской ярмарки ( с 15 июля по 15 августа), нагруженные товаром, прибывали на Воздвиженскую ярмарку, где продавали «бумажный товар невысокого сорта, железо и чугунные изделия». Затем с оставшимся товаром купцы ехали в Оренбург, где готовили караваны для отправки в Бухару и Хиву, Афганистан. Примечательно, что на ярмарку пригоняли до 1000 и более степных табунных лошадей, для испытания которых устраивались скачки по Бугульминско-Бугурусланскому тракту. Как правило, призовые места и денежные призы ( 60 руб.- за первое место. 30 руб.- за второе место и 10 руб. – за третье место) доставались башкирам, исстари славившимся как отличные ездоки.

Первая бугульминская мечеть была построена в 1866 г. и находилась на юго-восточной окраине города у подножия Макарьевой горы, вдоль которой расселялось городское население. А в 1898 г. была возведена единственная среди уездных городов Самарской губернии каменная соборная мечеть, строительство которой осуществлялось на добровольные пожертвования от суммы и материальной помощи купца Ш.Хакимова.

В конце XIX в. в Бугульме уже проживало 7581 человек. По применяющейся в практических работах по планированию и проектированию городов классификации того времени, она была близка к категории малых городов, имеющих соответствующую городскую инфраструктуру, численность и профессиональный состав населения.

Обязательно посмотри Вторую часть фотографий здесь, узнаешь удивительное!!!


Городской поиск